Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля – крупнейшее в Сибири художественное собрание, включающее коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней. Полотна выдающихся мастеров кисти, скульптура, оригинальная графика, гравюры, дворцовая мебель, фарфор, стекло, редкие печатные издания и другие уникальные предметы искусства хранят обширные музейные фонды.
Датой основания музея считается 21 декабря 1924 г., когда в стенах бывшего Генерал-губернаторского дворца была открыта картинная галерея при Западно-Сибирском Краевом музее. В этот зимний день омская общественность стала свидетелем знаменательного события в культурной жизни города. На пригласительном билете было указано: «Государственный Западно-Сибирский Краевой музей просит Вас пожаловать на открытие картинной галереи, имеющее быть в воскресенье 21–го сего декабря в 12 часов дня. Директор музея Мелёхин».
На втором этаже в самом большом зале, где когда-то проходили важные приёмы и решались судьбы Сибири, перед изумлённой публикой предстало около 90 произведений известных русских художников. То, о чем давно мечтала местная интеллигенция, объединившаяся в 1916 г. в «Общество художников и любителей изящных искусств Степного края», наконец-то свершилось. Собранные «Обществом» работы составили фонд музея при Художественно-промышленном училище (позднее техникуме) имени М. А. Врубеля, открытом в 1920 г.
История омской картинной галереи, переросшей затем в музей изобразительных искусств, похожа на судьбы других российских музеев, родившихся после октябрьской революции. Созданный в структуре Наркомпроса летом 1918 г. Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины утвердил положение о Государственном музейном фонде. Его составили национализированные художественные коллекции Москвы и Петрограда, произведения, украшавшие дворцы, особняки и имения.
Краевой музей Омска первым из сибирских музеев откликнулся на предложение Наркомпроса принять произведения искусства для организации картинной галереи. Заслуга в этом принадлежала Ф. В. Мелёхину, его первому директору (1924–1929). Оказавшийся в Омске, как и многие представители русской интеллигенции в годы гражданской войны, он задался целью создать крупнейший в Сибири художественный музей на основе произведений искусства из Государственного музейного фонда.
Привезённые из Москвы осенью 1924 г. первые экспонаты из расформированного Румянцевского музея позволили в конце декабря открыть в Западно-Сибирском Краевом музее художественный отдел, называемый также картинной галереей.
В последующие годы художественное собрание продолжало пополняться. Ф. В. Мелёхин часто выезжал в Москву и Ленинград для отбора произведений, и каждый раз после его командировок из Государственного музейного фонда в Омск поступали произведения всех видов и жанров, хранившиеся ранее в Зимнем и Мраморном дворцах, музее Академии художеств, в собраниях Юсуповых, Боткиных, Шуваловых, Рябушинских. Делились с молодым сибирским музеем Третьяковская галерея, Русский музей и Государственный Эрмитаж.
Известный художник и учёный Н. К. Рерих, оказавшийся в Омске летом 1926 г. во время своей знаменитой транс-гималайской экспедиции и посетивший музей, был удивлён «богатым собранием картин, умело подобранных, характеризующих течения русской школы».
В 1928 г. формирование коллекции за счет поступлений из Государственного музейного фонда было закончено в связи с его ликвидацией. За прошедшие годы музей сформировал значительное собрание: в 1927 г. в его составе насчитывалось 2555 экспонатов. Щедрым на новые поступления оказался 1932 г. В связи с закрытием Художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля фонды его музея были переданы в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея. Так появились в нём картины Э. Дюбюфа, А. Явленского, В. Кандинского, Д. Бурлюка, а также разнообразная и богатая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства: китайский фарфор и фаянс, изделия из камня, художественный металл.
В том же году Третьяковская галерея передала в музей живописные и графические произведения. Среди них «Парис на балу» А. Экстер, «Жатва» Н. Гончаровой, «Цирковая танцовщица» М. Ларионова. В последующем из московской сокровищницы поступили «Голова монаха» В. Сурикова, пейзажи представителей «Союза русских художников», портреты И. Макарова. В 1930-е гг. собрание художественного отдела являлось самым значительным в Западной Сибири – 4230 экспонатов.
В 1940 г. художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея обрёл самостоятельность и стал именоваться Омским государственным музеем изобразительных искусств (с 1954 г. – Омский областной музей изобразительных искусств). Его экспозиция, занимавшая уже весь второй этаж, отличалась разнообразием и обилием экспонатов. В два и даже в три яруса висели, отражаясь в зеркалах, картины в золочёных рамах, теснилась дворцовая мебель, уставленная бронзовыми канделябрами и часами, многочисленные витрины изобиловали мейсенским и китайским фарфором.
Большой вклад в развитие музея внёс А. М. Гольденблюм (1898–1972), крупный деятель культуры, искусствовед, театровед и музыковед, уроженец Санкт-Петербурга, занимавший должность директора музея с 1947 по 1967 гг. Его талант популяризатора всесторонне отразился на деятельности музея. Лекции-концерты, беседы, многочисленные выступления в средствах массовой информации, издание буклетов и каталогов, выставки стали визитной карточкой музея.
Продолжая деятельность Ф. В. Мелёхина по комплектованию коллекции, А. М. Гольденблюм старался, чтобы в музей попадали самые талантливые произведения не только художников Москвы, Ленинграда, Свердловска, Хабаровска, Красноярска, Ярославля, но и омских авторов. За период с 1950 по 1955 гг. коллекции музея значительно возросли, особенно в части работ советских мастеров. Из фондов Государственной Третьяковской галереи в 1955 г. и в 1962 г. было передано около ста произведений живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства.
Благодаря подвижнической деятельности одного из старейших сотрудников музея А. Н. Гонтаренко, знавшей многих художников и их потомков, в коллекции оказались работы Р. Фалька, А. Лентулова, М. Волошина, Л. Бруни, З. Серебряковой, Н. Войтинской, А. Осмёркина, А. Фонвизина. Ею был подготовлен первый масштабный каталог «Русское дореволюционное искусство», который в течение многих лет был незаменимым справочным изданием для изучения и пропаганды самой востребованной части коллекции музея.
Тесные контакты с московскими и петербургскими коллекционерами отличали деятельность музея в 1980–1990-х гг. Из коллекции собирателя Ю. В. Невзорова поступили в музей «Портрет поручика лейб-гвардии офицера Измайловского полка Д.С. Квашнина-Самарина» А. Смирнова и «Рожь» А. Мещерского; от Г. П. Белякова – рисунки Ф. Малявина; из собрания академика Е. М. Лавренко – более трех тысяч произведений гравюры, оригинальной графики, живописи, уникальные книги по искусству и т.д.
Неоценимы заслуги учёного, археолога, профессора, заслуженного деятеля культуры Омской области Б. А. Коникова, возглавлявшего музей с 1995 по 2011 гг. Во многом благодаря его деятельности, в 1996 г. музею было передано еще одно здание, расположенное в центре города – бывший Торговый корпус, возведённый в 1914 г. по проекту архитектора А. Д. Крячкова. Б. А. Коников вывел музей на качественно новый уровень – крупные (в т.ч. международные) научные, выставочные, издательские проекты по праву сделали его одним из ведущих учреждений культуры Западной Сибири.
Важной его заслугой явилась поддержка творческого коллектива экспериментального Театра живописи, получившего со временем широкую известность и высокую оценку специалистов и музейных зрителей. В период работы Б. А. Коникова была и открыта Врубелевская сцена – своеобразная музейная филармония. Деятельность Б. А. Коникова дала импульс для развития музея на долгие годы вперед.
С 1995 г. музей, экспонирующий единственное в Сибири живописное произведение Михаила Александровича Врубеля – триптих «Цветы» (1894), – носит имя знаменитого русского художника, родившегося в Омске в 1856 г.
Собрание музея продолжает пополняться по всем разделам коллекции. Сегодня наиболее динамично комплектуются разделы музейного собрания, посвященного современному искусству: около двух тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, предметов керамики и стекла были переданы из фондов РОСИЗО, частных коллекций и мастерских художников Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска, Кемерово, Барнаула, Иркутска в 2000-х гг.
В фонд русской и зарубежной графики через А. Н. Маевского получены произведения латвийских художников; в 2009 г. из собрания Юргена Вайхардта – графические работы современных европейских художников, среди них Пентти Каскипиро, Вернер Бергес, Хармут Виснер, Вольфганг Маттойер, Евгения Горчакова, Герман Хоблер и др. От О. В. Захаровой в дар в коллекцию советской и современной графики поступили графические листы Н. Я. Третьякова.
Реализация проекта «Сибирский миф. Голоса территорий» позволила пополнить коллекцию работами художников Сибири – Новосибирска, Тюмени, Барнаула и др.
К крупным поступлениям 2005 г. относится наследие московских художников, а также собрание московского коллекционера Н. И. Корнилова – графика, живопись, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства ведущих художников России и бывших союзных республик 1960–1980-х гг., переданная им в ООМИИ имени М. А. Врубеля в 2006 г. в рамках выставочного проекта «Дар галереи “НИКОР”».
Значимым приобретением стало живописное полотно народного художника СССР И. Глазунова «Голгофа», подаренное музею Правительством Омской области в 2005 г. Среди произведений омских художников, занявших достойное место в коллекции, работы К. Щёкотова, В. Волкова, Т. Козлова, П. Мухина, Н. Третьякова, В. Бичевого, Г. Пилипенко, Г. Кичигина, Г. Баймуханова, Т. Бугаенко, В. Маслова и др. В 2005 г. достойное место в коллекции заняла скульптурная группа М. А. Врубеля «Роберт и монахини» – отлив с гипсового оригинала из собрания Государственной Третьяковской галереи был выполнен реставраторами омского музея А. Л. Пироговым и Г. А. Буреевым. Этнографические экспедиции, организованные музеем в 2006–2008 и 2012 гг., позволили пополнить фонд народного искусства высокохудожественными произведениями.
В настоящее время собрание ООМИИ имени М. А. Врубеля насчитывает около 30 тысяч единиц хранения и продолжает активно пополняться.