Нетрадиционные способы исполнительства.
Играть на струнах, играть вдоль и поперек струн, играть ладонями или беззвучно нажимать клавиши – такие нетрадиционные способы исполнительства предлагают современные композиторы пианистам.
25 сентября в Органном зале филармонии эстонский музыкант Танел Йоаметс продемонстрирует еще один уникальный прием. С этой целью пианист выйдет на сцену с ксилофонными палочками. Его сольный фортепианный вечер, получивший название «Волшебство звука», объединил музыку Грига, Дебюсси, Моцарта, Шопена и современного эстонского композитора Лепо Сумера Начало программы в 19.00.
Колорит, краски, звуковая роскошь и щедрость – главные особенности произведений, вошедших в программу предстоящего концерта. Музыка, которую исполнит пианист, наполнена чарующим ароматом, свежестью, нежными перезвонами. В этих сочинениях большое значение приобретает звук каждой ноты, каждая смена нюансов. Заключительный номер программы – пьеса «Пардон, Фредерик» Л. Сумера – таит в себе основную интригу концерта. Для ее исполнения пианист выйдет на сцену с… ксилофонными палочками. Исполняя это произведение, музыкант постепенно переходит к фортепианной импровизации, к энергичному отбиванию ритма. Именно для этого он использует ксилофонные палочки.
«В нотной партитуре этого произведения композитором указано, что исполнителю нужно стучать по роялю с импровизированным ритмом, – поясняет Танел Йоаметс. – Дочь композитора (пианистка) говорит, что отец разрешил пианистам к решению этой задачи подходить по-всякому. В мечтах автора исполнитель может вообще перейти на танец-степ. Но пока такого музыканта, который мог бы хорошо играть на рояле и эффектно танцевать степ, отбивать чечетку ботинками, не нашлось. А выступать с ксилофонными палочками, на мой взгляд, вполне логично».
Фортепианная импровизация – творческая стихия эстонского пианиста. В своих концертах он может предложить слушателям задать тему для импровизации и погрузиться в сиюминутное сочинение. В Эстонской академии музыки Йоаметс преподает курс специального фортепиано и импровизации. Публику он поразил своей непохожестью, экспрессивной мимикой и жестами.
«У пианиста, – пишут российские СМИ, – богатейшая звуковая палитра: от ослепительно яркого и тягуче напряженного форте до тонких градаций пиано. Он – романтик с обостренной интуицией и ярким, утонченным слышанием звука».
Наибольшую популярность эстонский артист приобрел в России. Это произошло в 2000 году, во время его участия во II Международном конкурсе пианистов им. А.Н. Скрябина в Москве. Пресса наполнилась восторженными отзывами о творчестве музыканта, и он стал регулярно давать концерты во многих городах нашей страны. В Омск Танел Йоаметс приедет уже не в первый раз.