Железнодорожный мост через Обь

Памятным историческим объектом Новосибирска является железнодорожный мост через Обь. Построенный в конце прошлого века, он послужил причиной возникновения города. В конце 19 века прекрасный инженер и талантливый писатель Н. Г. Гарин-Михайловский, руководивший группой по выбору места строительства железнодорожного моста, остановил выбор на берегу близь  села Кривощеково. Но данный проект был встречен неоднозначно. Купцы,  представители старинных торговых городов, настаивали на строительстве моста близь села Колывань. В данному случае железная дорогая прошла бы через Томск. Но Гарин-Михайловский сумел экономически доказать, что строительство должно проходить через Кривощеково. По словами метсных жителей, на этом отрезке Обь, не отклоняясь и не разливаясь, течет как по трубе.

В 1893 году начинется подготовка строительства, а уже 20 июля 1984 года проходит торжественная закладка. В 1987 году мосту проходит первый железнодорожный состав. К этому времени возникает рабочий поселок, предназначенный для строителей моста.

Мост был построен по проекту профессора Н. Белелюбского, известного ученого  в области проектирования мостов, в соавторстве с инженером Н. Б. Богуславским. Его система строительства стала известна мировому сообществу как «русская система». Мост стал одним из крупнейших сооружений в России в конце 19 века.

Невзирая на то что мост был построен по нормам прошлого столетия, он исправно служил почти сто лет. Со временем мост ветшал, да уже был не в состоянии обеспечивать возросший объем перевозок.

В 1990-х годах мост реконструировали.  Опоры были расширены, на них были смонтированы новые пролетные строения, предназначенные уже для более высоких нагрузок. Новый вариант металлического моста был осуществлен на болтах высокой прочности, что позволяло вести монтаж гораздо быстрее.

В настоящее время планируется создание мемориального комплекса, в память о первостроителях. С этой целью на набережной Оби установлено пролетное строение старого моста.