Историю Красноярска можно рассказывать двояко: как развитие «дощатого городка», где расположились три десятка домов, пороховой погреб, склад для собранной подати, да воеводский двор, который и охранял все эти постройки. С другой стороны – это история покорения и завоевания новой территории Российской Империи, борьба с кочевниками, стихией и превратностями судьбы.
В 1623 году Андрей Дубенский, боярин по происхождению, по велению енисейского воеводы Якова Хрипунова, совершил разведывательную экспедицию с целью выбора наиболее подходящего места для острога. Поселение должно было стать не только отдаленной тюрьмой, но и защитой от набегов кочевников. Через несколько дней конного пути Дубенский нашел подходящее место: возвышенность между Качей и Енисеем, защищенный Куйсумскими горами. Выбор получил одобрение, и экспедиция из 300 человек под начальством Дубенского отправилась к назначенной цели. В августе 1628 года начали возводить острог и эта дата считается днем рождения Красноярска. Строительство, несмотря на поддержку местных жителей, продвигалось тяжело. Практически сразу же начались набеги киргизов. Кочевники проверяли на прочность отряд Дубенского, ведя осады по несколько месяцев, но молодой острог выдержал испытание.
В конце XVII века приенисейские земли присоединились к территории России, и кочевники отступили. Одновременно с этим изменяется статус Красноярска - в 1690 году он становится городом. Однако мирное время не означало быстрого развития. На протяжении следующего века Красноярск почти не менялся, и в 1720 он состоял из почти 370 дворов и 1300 мужчин. В 1773 году случилась беда – сильный пожар, возникший в одной части города, за недолгое время уничтожил и деревянные укрепления, и едва ли не все жилые постройки. Из всего города уцелело только тридцать домов. Значительная часть построек не подлежала восстановлению, и было принято решение заново строить Красноярск по проектам петербургской планировке. С этого момента начинается интенсивное развитие города.
Строительство Москвоско-Сибирского тракта – это еще одна важная веха в истории Красноярска. Речной и сухопутный торговые пути изменили город: в нем стало развиваться кожевенное ремесло, появились мыловарни, швейные мастерские, развивалось столярное мастерство. Стало возможным получить образование - открылись духовная школа, училище. Первая публичная библиотека распахнула свои двери перед читателями в 1797 году. В 1822 году Красноярск превратился в губернский город и уже к середине века состоял из более тысячи дворов, 150 лавок и магазинов, 5 церквей. В это же время в городе открылось почтовое отделение, появился телеграф. Вместе с политической и социальной сферой развивалась и коммерция: это место стало популярным среди золотопромышленников, купцов. В Красноярске останавливались отправленные в политическую ссылку видные деятели: писатели Александр Радищев, Михаил Фонвизин, Николай Чернышевский, политики Владимир Ленин и Иосиф Сталин. Много позже, в XX веке, сюда отправят поэта Осипа Мандельштама.
Развитие Красноярска в значительной мере ускорил приход в город железной дороги – с прибытием в 1895 году поездов начинается экономический подъем. Свечное, чугунолитейное, механическое, колокольное и кирпичное предприятия, лесопилки и пивоварни - Красноярск становится настоящим промышленным центром Сибири. Уже через год начался первый этап телефонизации города.
В 1917 году в Красноярске установилась Советская власть, но менее чем через год контрреволюционные войска Колчака заняли город. Окончательно под контроль Советов Красноярск перешел в 1920-м году. Сразу за сменой власти последовал период «пятилеток» - время стремительного развития. Индустриализация города шла полным ходом: открылись судо- и машиностроительный заводы, целлюлозно-бумажный комбинат, объекты легкой промышленности и другие крупные предприятия. Большое значение имело освоение водных ресурсов - именно энергетические ресурсы Ангары и Енисея сделали возможным экономический подъем. Развитие Красноярска не осталось незамеченным среди руководства страны и в 1934 он становится административным центром края.
Общественная жизнь в это время также переживала подъем. Красноярцы могли получить образование в Сибирском лесотехническом институте, училище искусств, речном училище. Появляются первые автобусы, создается одна из первых в Сибири сетей предприятий общественного транспорта.
В 1941-1945 в Красноярск было эвакуировано большое количество предприятий из европейской части СССР. В послевоенные годы в строй вошли еще несколько производств. Сегодня значительную роль в промышленном секторе играют цветная металлургия, деревообрабатывающая, химическая и пищевая промышленность.
Несмотря на развитую промышленность, было бы ошибкой воспринимать Красноярск исключительно как «рабочий» город. В нем нашлось место и культуре, и научной жизни. На данный момент в нем насчитывается 29 высших учебных заведений и более 100 ССУЗов. Жители Красноярска могут посетить филармонию, органный зал, концертные комплексы, перед ними распахнуты двери театров и музеев. Одной из главных достопримечательностей города является естественный заповедник «Красноярские столбы». В этом уникальном месте можно прогуляться среди великолепных лесов, скал и "сиенитовых столбов", которые и дали название этому месту. Этот парк любим и туристами, и учеными, ведь в нем можно найти представителей флоры и фауны нескольких природных территорий: плоскогорья, горной тайги и лесостепи.